extreme.udm.ru - спорт и приключения
скоро

наши друзья
Все для спорта и туризма в магазинах Альпина и Эдельвейс

ранее
12-13 июля
мультигонка «Кубок Лося 2019»
14 апреля
второй этап Кубка Удмуртской Республики по скалолазанию (трудность) - положение
9 декабря
Заключительный этап Кубка УР по скалолазанию
13-14 июля
мультирогейн «Кубок Лося 2018»
12 июня
традиционные соревнования по скалолазанию (скорость) на Башне - положение
28 апреля - 2 мая
Чемпионат и первенство УР по скалолазанию на естесственном рельефе
6 апреля
II этап открытого Кубка Ижевска по скалолазанию (скорость).
28 января
первый этап открытого Кубка УР по скалолазанию (дуэль).
24 декабря
II этап Кубка УР по скалолазанию - положение
25 ноября
Республиканские соревнования учащихся по скалолазанию
25-26 августа
Рогейн 2017
15-16 июля
Мультигонка Кубок Лося 2017
27-28 мая
Рогейн KamaBikeAdventure 2017
4-8 мая
Чкмпионат УР скалолазанию (Семь Братьев, Свердловская область) - положение

Отчет: поход по рекам Косьва и Усьва

Удмуртская Республика, 6-16 июля 2003 г

Эпиграф

То, что здесь написано это не дневник, а воспоминания о дневнике, который был утерян на одной из стоянок на Косьве. Поэтому остались лишь технические моменты, все эмоции канули в лету. Для стороннего читателя это лучше, а для участников похода это невосполнимая утрата.

Введение

Состав группы:
- Кузнецов Стас, stask@udm.ru, 1977 г.р. - командир, завхоз, кок.
- Широбоков Александр 1977г. - костровой, добытчик, мозг.
- Кузнецова Ирина 1977г. - дежурная.
- Ведерников Стас 1986г. - матрос.

Прохождение маршрута:
- река Большая Косьва (устье реки Малая Косьва, старая драга) - сплав
- река Косьва - сплав
- лесоучасток Чиркова - пешком
- река Усьва - сплав
- село Усьва

Заброска от Перми

5.07

14:40 (московское время) Поезд 086 Москва-Серов. Билеты 300 р (9,5$).

6.07

В Серове были в 5.40 (местное время). В 8:50 идет поезд до Карпинска (билеты 20 р - 0,7$). Это на самом деле поезд из Свердловска, в Серове он делиться на 2 части, одна идет до Североуральска другая до Карпинска. Поезд идет полупустой. Пока его ждали, расположились в скверике перед вокзалом. Мы с Иринкой пошли в город за едой. Магазины начинаются в километре от вокзала.

В Карпинске были около 10 часов. До Кытлыма ходят автобусы в 7 утра и в 15.30 через день. На утренний мы не успели, до послеобеденного ждать не хотели. От ж.д вокзала поехали на автовокзал в надежде найти машину и сделали это зря - от автовокзала довольно далеко до выезда из города, как потом выяснилось - дорога на Кытлым находится недалеко от ж.д вокзала и нам бы пойти туда и ловить попутку. Водитель частного автобуса, что вез нас на автовокзал сказал что можно попытаться нанять микроавтобус, парк которых находится недалеко от ж.д. вокзала, но те заломили цену 1.5 тысячи.

Помыкавшись по площади, мы договорились с водителем все того же автобуса, и за 700 рублей поехали в пустом автобусе в Кытлым. По пути дорогу нам перебежал бурундук. В Кытлыме были около 14:00.

Машину здесь найти не сложно, единственно, почему отказывают везти - мало бензина. С утра из Кытлыма до реки уезжает много рыбаков, но как же попадешь туда с утра...

Магазин был на обеде и хлеба докупить не удалось. Порыскали в поисках картошки, еле нашли по 70р за ведро. Ни у кого нету.

Мы договорились с водителем МАЗа на 300 рублей. Когда подошло время грузиться он вдруг сказал что повезет за 400, сторговались за 350.

Косьвинский камень роют военные, вернее роют шахтеры из Екатеринбурга, военные только служат. Все местные считают тайну этого строительства своим БОЛЬШИМ СЕКРЕТОМ для маленькой компании, поэтому даже подвипывший "Федорыч", который был нашим проводником, несколько раз повторил, что там просто шахты роют и все. Что же там на самом деле нам рассказал рыбак, в жизни шахтер из Екатеринбурга. Похоже, и Саддаму не снилось, что можно выстроить под землей.

Поехали по ужасной дороге до старой драги что в Устье Малой Косьвы на реке Большая Она Же. "Федорыч" был одет в одни спортивные штаны, но, тем не менее, порывшись где-то глубоко в кармане этих штанов, достал оттуда: бинокль и предложил смотреть вперед. Всю дорогу он отговаривал нас идти в Старый Тыпыл (Усть-Тыпыл), по его словам там живет Старик и поэтому нельзя. Водитель сказал, что там живут 2 жулика и еще кто-то.

После километров 20-и пути у МАза полетел задний мост. О ремонте не могло быть и речи. Мы отдали водиле оговоренные 300 рублей и пошли пешком. Вот она сила уговора - интересно, во сколько ему обойдется отбуксировать машину и отремонтировать ее.

Тащить вещи было невозможно - деревня теперь будет только на Усьве и у нас была еда на всю дорогу и байда. Нам тут же попался мужик на мотоцикле с самодельной коляской и собакой в ней. Погрузили туда Шурика и часть вещей, налегке отправились вдогонку. Из кустов вылез заяц и поковылял перед нами, он понимал, что нам не до него.

Дошли до места, откуда работала драга - завалы гравия. И тут произошло чудо. Нам на встречу выехал грузовик и, развернувшись, подъехал задом, нас встречали. Последние километра 3 пути доехали с ветерком. Это были рыбаки из Кытлыма, которые прониклись плачем Шурика о нашей незавидной судьбе и непомерной ноше. У одного из них были родственники из Ижевска, и мы немного потрещали обо всем этом. За подвоз мы с радостей отдали им бутылку. Вообще у нас было всего 3 бутылки, если бы мы знали какая разная будет у них судьба...

Когда собрали байду, к нам подошел рыбак и предложил поменять щуку на бутылку, мы отказались. Встали на воду в 18:00, сфотографировались и погребли. Вскоре (через километр) встали на правом берегу, замечательный галечный пляжик.

Только потом заметили, что в траве было аккуратное гнездо какой-то пичужки с 4-мя яйцами. Ночью она прилетала, с утра яйца были теплыми, но вряд ли они не погибли :(. Воистину: убил туриста - спас дерево.

Сплав

Поговорим о погоде: все дни была жара, только в последний день сплава в течение двух часов шел дождь и все оставшееся время погода хмурилась. Мы все сгорели, не взяли помады лечительной, губы потрескались так, как и зимой не бывает.

Из кровососущих тварей днем пауты, к вечеру и с утра комары и мошка. Не то чтобы смертельно, но досаждают. Брали с собой и жгли спирали от комаров, от остальных отмахивались, репеллентами пользовались только во время перехода с Косьвы на Усьву.

Весь май-июнь шли дожди, поэтому воды было много. Просыпаясь, каждое утро мы видели, как вода убывает, если бы шли недели на две позже, то клей бы у нас кончился еще раньше : и прохождение порогов было бы уже не таким веселым занятием.

В поезде забыли 3 коврика и приходилось обходиться оставшимися 3-мя. Один разрезали и положили под перед и зад кильсона, думали хватит: Потом когда поняли что не хватит, стали на день подкладывать в середину еще один, а ночью снимали его. Благо скоро на камнях немного погнули стрингеры и байда приобрела изящный прогиб а просовывание коврика стало беспроблемным. Но вместе с этим появилась другая проблема: теперь проклейка шкуры не совпадала с положением стрингеров, поэтому шкура в этих критических местах стала уязвимой для камней. К слову сказать, проклейка по кильсону к концу путешествия от частого использования сошла на нет.

У нас с собой было все, чтобы ловить рыбу: кораблик, сети, спининги, снасти для удочки, резинки, донки. И что же: за весь поход поймали одну щуку и окуня :(. Кораблик плыть отказывался: неудачная конструкция. Сеть моментом набивается травой и в нее никто не идет. На спининг ловить просто нет мест, да и навыка в мелкой быстрой реке ловить нету. На резинку попался хариус, но он, видимо, был не как все, поэтому и попался.

7.07

Весь день гребли через гравийные отвалы от драги. Река здесь состоит из множества проток, течение быстрое. Получили сквозные пробоины, в течение часа клеились. Обедали в Усть-Тыпыле, никаких жуликов не видели, вернее не искали. Сфотографировались на фоне Косьвинского камня и погребли дальше. На стоянку встали в устье реки Кырья - по правому берегу на повороте реки хорошие места.

8.07

Пожалуй, в этот день мы прошли наибольшее расстояние, километров 40, и все из-за быстрого течения. Думали, что обедать будем еще до порогов, на деле же проскочили их до обеда. При этом забирались на холм, что на правом берегу перед Усть-Тылаем в устье реки Тылай. Фотографировались.

Пороги слышно и видно из далека, так что неожиданно из-за поворота они не выскакивают. Все ступени проходили ближе к правому берегу. Несмотря на то, что в трехместной байде ехало 4 человека и все как один первый раз видели пороги, а вылезать на разведку никто не дернулся, все было весело и без потерь. Самая веселая вторая ступень порогов. Байдарку заливало, мы были мокрые по макушки, особенно доставалось впередсмотрящему Шурику, я как рулевой загорал на корме и мне доставалось только от боковых валов.

Следующие ступени менее приятны при прохождении, там мельче, а камней больше, постоянно насаживали байду поперек камней - там-то и приобрела она пресловутый изящный изгиб...

Между ступенями мы останавливались и все фотографировали. У нас собой был старый Зенит и к нему два объектива.

Прошли нежилую Верхнюю Косьву. Там обитает старик да старуха. Там, где мы еле уворачивались от мелей, старик рассекал на моторной лодке. На берегу расположились рыбаки на УАЗике.

Ночевали на острове. Пекли картошку с тушенкой в фольге. Спать было жестко - палатку ставили на галечном пляже, подстилали траву, но не помогло: с утра все болело.

9.07

Как обычно был жаркий солнечный день. Обедали на скалистом правом берегу ниже нежилой Малой Ослянки. К 17 часам подошли к Большой Ослянке, проплыли мост с разрушенной центральной секцией, на берегу стояли рыбаки из Перми. В деревне было заметно движение, ездили грузовики, ходили отдельные личности, но деревня нежилая. Встали на стоянку на острове за поворотом. Там несколько островов разделенных протоками и заросшими травой. Дак вот, надо проплыть подальше по реке и на правом берегу острова длинный пляж и обрывистый берег с поляной наверху. Там была плановая стоянка, в зарослях обнаружились развалины бани, утащили оттуда печку и на небольшом обрыве у берега вкопали ее и обложили камнями. Построили каркас, завтра будет баня.

10.07

Встали пораньше. Небо было затянуто облаками, и мы уже успели расстроиться, что на горе будем рассматривать туманы. Взяли с собой перекус и вдвоем со Стасом почапали вброд через протоку на берег, откуда уходила лесная дорога. Через 20 минут ходьбы она вышла на хорошую грунтовку, которая идет от Большой Ослянки, вдоль речки, за гору.

Прошли 40 минут по этой дороге, по пути набрали воды из ручейка. Тучи разошлись, стало ясно и жарко. Увидели каменистую дорогу направо и двинули по ней. Вернулись мы другим путем: если пройти подальше минут на 15-20, то направо в гору уходит просека, как-будто камни сыпались сверху вниз и расчистили путь на гору. Но, в общем, это не важно, забраться можно везде, лишь бы в лесу было сухо...

Подъем на вершину занял 2 часа. Гора выложена ступеньками, крутые подъемы чередуются с ровными площадками, покрытыми толстым слоем мха. На гору вышли около меньшего пика, который на карте обозначен 1030 метров. Заметили несколько заснеженных полянок у большего пика, идти до него было километра 2, после утомительного подъема нам этого делать расхотелось. Хорошо сделали, что взяли с собой ветровки, на верху дул холодный ветер, на следующий день горло все равно болело :(. На самом пике, как и положено, красовалась надпись "Я здесь был". С горы хорошо просматривалась западная долина, с востока несло облака, и небо было затянуто. Сделали несколько фотографий. Укрывшись от ветра, перекусили чем бог послал, и потопали обратно. На верху из живности заметили полчища пауков, которые разбегались уже метра за 2-3 от нас, то ли мы так топотали, то ли у них у всех по биноклю. Кроме пауков наверху нас встречала пичужка, которая потренькала вокруг нас, покружила и улетела.

Спуск занял час-полтора, под камнями журчала невидимая речка, по дороге заметили много грибов, собирали их, пока шли по лесной дороге (километра 2), ведущей к острову. Уже вечером пережарили, хватило на два дня грибной кухни.

За день ходьбы стерли себе ноги, вид с горы оказался не очень впечатляющим, я ожидал чего-то большего: то ли гора была меленькая, то ли мало попотели, пока ползли наверх. Конечно, наверху мы крикнули "Ура!", но было чувство неудовлетворенности.

Дома нас ждала почти готовая баня, накрыли ее тентом из таффеты с покрытием из серебрянки, ничего у нас не расплавилось, правда, над печкой мы положили что-то напоминающее деревянную столешницу. У нас было мягкое сидение из советского автобуса, ну раз так, то мы на нем и сидели. Жару хватило всем, правда под конец, когда в бане в последний раз собралась вся компания, пар был мокрый, и мы сидели в тумане.

Ну а после баньки, конечно же, тяпнули и спали очень хорошо.

11.07

За этот день мы должны были доплыть до речки Чирковки. Днем проплыли мимо нежилого Троицка, от которого не осталось ни одного дома, и такого же Рассольного. К вечеру были у места перехода. Сначала на левом берегу впадает ручей, потом метров через 300 заболоченное устье реки Чирковки. Остановились ниже места впадения этой речки - ближе к дороге в лес. На ужин хотели прикончить бутылку, положили ее в воду, чтобы охладить. Когда пришло время наливать, оказалось что внутренности разбавило водой - пришлось вылить :(. Так закончилась история второй бутылки.

12.07

Вышли в 12 часов. Сначала шли минут по 20, отдыхали минут по 5. Через час такой ходьбы дошли до лесоучастка, там стоят останки техники и разваленные дома. Чем дальше в лес, тем дольше и чаще приходилось отдыхать - груз становился неподъемным. Шли по описанию трех путешественников на TAZу, найденном в Инете. В лесу, на развилке, где они выбрали правую идущую в гору, более накатанную колею, мы решили, что мы умнее и пошли по дороге, которая идет навстречу нашей и уходит в низ на северо-восток. Когда прошли ложбину с ручейком (набрали воды), вскоре вышли на широченную хорошую дорогу. На карте ее не было, но это нас не смутило и мы пошли на северо-восток, мимо реки не промахнулись бы в любом случае - слева высокие холмы, была вероятность только, что нам придется выйти выше, чем урочище Побоище. В результате так и получилось, эта дорога километров через 5-6 раздваивается и оба отростка идут по когда-то вырубленным лесам вниз к реке.

С этой дороги попасть на Побоище можно - там есть заросший отворот направо, но он был слишком заросший для нас, привыкших к хорошим дорогам, к тому же пройдя по нему, я уперся в болото (в ложбине течет ручей, впадающий в Усьву), дорога есть, пройти можно, но мокро. К тому же мы не знали, где мы находимся и что это за отворот.

В результате мы прошли на 5 километров больше, чем было запланировано и на реку вышли на 5 км выше, чем рассчитывали. На карте это место обозначено как брод, на нашей карте была обозначена дорога, идущая к этому месту от урочища вдоль берега, мы же шли по дороге, которая идет вдоль реки, на расстоянии 2-3 километров от нее.

На Усьве мы появились в 21 час, весь путь занял 9 часов. Вброд перешли реку, немного ниже на левом берегу была хорошая стоянка с готовыми дровами. Вымылись в реке, хорошо поужинали и завалились спать.

Этот день был самым тяжелым за весь поход. Днем мы не обедали, был небольшой перекус из орехово-сухофрукто-медовой массы, ну и весь день пили как лошади. В лесу всю дорогу нас сопровождали полчища паутов - мазались реппелентами - помогло.

Самым стойким оказался самый молодой участник похода - Стас, ему было 18, а нам всем по 25-26. Но, тем не менее, именно он всю дорогу заводил и тормошил нас. Его окрики "Встать! работать, негры, солнце еще высоко" и "Да что мы, разве не дойдем, да нам это раз плюнуть, да я только во вкус вошел" сделали свое дело. Ночевали мы на берегу Усьвы.

13.07

Вода в Усьве гораздо мягче, чем в Косьве. Об этом нам подсказал чай, который заваривался не в пример лучше, пена на воде, да и просто - попейте воду из обеих речек и вам не надо будет ничего заваривать, чтобы определить это. Скорость течения заметно ниже, чем в Косьве, нам, привыкшим мерить километраж десятками, приходилось вспоминать прошлогодную Сылву и налегать на весла. Стали появляться омуты и заросшие травой подводные камни. Почти исчезли кедры, кто-то говорил, что это были вовсе не кедры, а кедровые лиственницы.

Остановились на свежескошенном правом берегу, ниже устья Большого Басега. Нагребли сена под палатку - получилась замечательная перина. На сенокосах работают безгодовские жители. Сенокосы начинаются от урочища Побоище, и добираются до них кто на грузовиках, кто на моторных лодках. Один из таких лодочников причастен к незавидной судьбе нашей третьей бутылки.

Мы с комфортом расположились на полянке, положили, как и повелось, бутылочку в воду, запекли картошки с тушенкой, проехал мужик на моторке, мы уже было напряглись, что нас будут ругать за осквернение покоса, но случилось непоправимое... Когда пришло время достать бутылку, мы с ужасом обнаружили, что волной от лодки ее унесло. Даже расстроились немного. Но, видимо, кому-то было угодно, чтобы в этом походе мы обходились без профилактических мероприятий. Компенсацией нам был замечательный сон на толстенной подстилке со всеми сопутствующими ароматами.

14.07

К обеду добрались до Безгодово. Магазин находится в глубине деревни. Там не оказалось хлеба и сахара - все увезли на покос. Сегодня вечером должен быть завоз, а нам достались одни остатки. Купили гигиеническую помаду! Наши израненные сгоревшие губы и носы дергались от счастья. В деревне было два дома, у кого были куры, как нам объяснили, корм нынче дорогой, потому и не держат. По дороге, которая поднимается от реки, в первых же домах купили все кисломолочное, яйца.

В деревне разруха, леспромхоз превратился в ЗАО и скорее мертв, чем жив, работы нету.

На обед остановились на левом берегу, проплыв километр от нового автомобильного моста.

На стоянку остановились рано, около уреза Шпалорез в 17 часов. Байдарка, груженая продуктами и лакомствами, плыть отказывалась. На дне омута заметили не шпалы, а рельсы. Кроме того, на правом повороте речки был замечательный галечный пляж. Напротив был высокий скалистый берег, перед ним замечательный омут.

Это был праздник живота. Однообразная сухоеда сменилась деревенскими разносолами, творогом, сметаной, пожарили блины. В банке с надписью "Черника повидло" оказалось яблочное повидло с ароматизатором, разумеется, идентичным натуральному... Рядом остановились рыбаки из Свердловской области на резиновых лодках, угостили нас жареными хариусами.

В омуте ставили сеть, но неудачно. На спининг попалась щука и окунь - завтра будет уха.

15.07

Погода хмурилась, вскоре после отправления пошел дождь и шел часа 2. Мы успели порядком вымокнуть, но зато бодро гребли, когда было уже проголодались, дождик кончился и мы остановились на обед, вышла замечательная уха. Щука и окунь были страшно жирными и наваристыми.

Остановились в километре-двух ниже поселка Громовой. На высоком правом берегу обнаружилась плановая стоянка с баней у воды. Муки на блины не хватило, - насыпали крошки от печенья. Мне пришлось привлечь все свои кулинарные таланты, чтобы переворачивать подгоравшую и разваливающуюся субстанцию на сковороде. Сахар нам заменяли растворенные в воде карамельки. Вся полянка была обвешена спиралями от комаров и вечер прошел в комфорте.

16.07

Проснулись пораньше (в 7 часов), чтобы не опоздать на всякие паровозы. Наскоро перекусили манной кашкой. Сахара не было, поэтому растворяли конфетки и вливали эту чачу в кашу. Погода была мерзкая: холодно и преддождливо. Поехали. Прошли какое-то подобие порогов, успели огорчиться, что это все... Река стала глубже и все сужалась. Дно и берега из больших плит с острыми краями. Тут мы и увидели порог, ну как всегда без разведки сунулись по центру и сразу получили 2-е пробоины, они были расположены так удачно, что оказалось возможным ехать дальше: двое пальцами затыкали дырки, двое гребли. Само собой, что при этом было невозможно отгрести от прижима, который обнаружился за поворотом. Вылетели благополучно на плиту, снялись с нее и погребли. Оставалось километра 3-4 пути, а у нас двое затыкают двое гребут. По берегам камни рыжего цвета, мелко, нисколько не живописные виды села по обоим берегам. Встали за железнодорожным мостом справа.

Электрички идут в 13.50 и в 14.34 местного времени, следующая в 18 с чем-то и с нее уже не успеваешь на электричку Чусовская-Пермь, которая идет вроде в 17.20. Расположились с комфортом в пустом вагоне, билеты у нас никто не проверял. Устроили перекус. В Чусовской сразу пересели на уже стоявшую электричку до Перми.

В Перми были в десятом часу, билетов до Ижевска, конечно же, не было и мы устроились ночевать на вокзале. Рядом расположилась группа туристов из Сыктывкара, которые после 20-и часового переезда на автобусе застряли на ночь на вокзале. Они добирались до Чусовой. Дорога уже отбила половину желания, кроме того, за каждым деревом им мерещились толпы кровожадных клещей. Вообще не первый раз сталкиваешься с тем, что во всей стране люди уверены, что мы здесь живем, спим и едим с клещами из одной тарелки. Мы подлили масла в огонь и рассказали о прочитанных в интернете историях об украденных на Чусовой местными жителями плавсредствах.

Наши и сыктывкарские тела плотным кольцом облегли аптечный ларек, тела ворочались и натыкались на непонятно откуда взявшийся ларек. При этом все громыхало, и тетенька внутри вздрагивала, выходила с обходом и охала. Рядом коротала ночь женщина преклонного возраста, с которой мы проболтали значительную часть ночи в разговорах о реках и всем таком: она оказалась походницей со стажем, была везде, что течет на Среднем и не слишком Северном Урале. Сегодня днем она вернулась домой из похода и тут же ночью поехала в Москву к дочери в гости - вот что значит, спешить жить...

С утра на первом трамвае добрались до автовокзала и без приключений уехали на автобусе в Ижевск.

Кузнецов Стас, stask@udm.ru
© 2001-2014 extreme.udm.ru
на сайте


реклама