extreme.udm.ru - спорт и приключения

Все для спорта и туризма в магазинах Альпина и Эдельвейс

ранее
12-13 июля
мультигонка «Кубок Лося 2019»
14 апреля
второй этап Кубка Удмуртской Республики по скалолазанию (трудность) - положение
9 декабря
Заключительный этап Кубка УР по скалолазанию
13-14 июля
мультирогейн «Кубок Лося 2018»
12 июня
традиционные соревнования по скалолазанию (скорость) на Башне - положение
28 апреля - 2 мая
Чемпионат и первенство УР по скалолазанию на естесственном рельефе
6 апреля
II этап открытого Кубка Ижевска по скалолазанию (скорость).
28 января
первый этап открытого Кубка УР по скалолазанию (дуэль).
24 декабря
II этап Кубка УР по скалолазанию - положение
25 ноября
Республиканские соревнования учащихся по скалолазанию
25-26 августа

Летняя ночь в сентябре, Крым, 2010

Артём Шутов

СУДАК

Летняя ночь. Огни города. Я снова в Судаке, иду по его улицам с рюкзаком. Последний автобус высадил меня на а/в г. Судака и дальше не поехал. Придется 5км. шлепать до местного КСС пешкарусом, там поставлю палатку и спать.

Утомительный переезд сегодня получился. На автобусах проехал из г. Анапы в г. Керчь, потом в г. Симферополь, на последнем автобусе уехал в г. Судак. В кармане 10 грн. (40руб.) – хватает на булку хлеба и пиво.

Если кто-то решит пересекать границу (Россия-Украина) на пароме через керченский пролив, будьте готовы к долгим очередям и не планируйте ничего на этот день. В нужное время в нужном месте вы уже не окажетесь.

Итак, я в Судаке. Город немного знаю, поэтому до КСС добрался довольно быстро за час. Еще через час ужин в палатке и сон.

Прошел только месяц, как мы приехали из Домбая и вот снова горы, крымские горы и море! Приятное продолжение лета, а на календаре 14-е сентября. Вот с такими приятными мыслями отправляюсь в объятия морфея.

На следующий день прикатили Саша и Колян. Вот тут все и началось…

Первый маршрут на Соколе - «Двойка слева» - 2а к.с.. Начали его вечером в 18,00 часов. Немного задержались и вышли наверх, когда уже совсем стемнело. Все было бы нормально, но вот что то с желудком у меня стало хренова. Лезу последнюю веревку, а меня тошнит, колбасит всего, да еще на ребят камней спустил немного - Саше больше всех досталось. Спуск для меня был очень тяжелым – постоянно тошнило, часто останавливался. Вот такие дела.

Местную воду и пищу мой желудок отказывался принимать еще два дня. Потом и у Саши точно такие же проблемы начались – расстройство желудка и все с этим связанное. Один Колян почему-то все переваривал, все ел, мы его за это хотели наказать, но физических сил на это не хватало. В лагере на КСС еще пять человек заболело - забегали, кто в туалеты, кто в соседние кусты. Короче людей по полной штырило.

А погода на побережье была просто супер! Теплое море, солнце. У нас в Ижевске первые холода, люди в пальто, а мы загораем на пляже, едим фрукты (в основном Колян).

Через день после двойки я и Колян сходили «Истукан» 3а к.с.. Приятное лазание, все довольно просто, кроме последней веревки (6а к.с.), пару шагов на трении сделать пришлось. Примерно за 3,5 -4 часа мы прошли маршрут и в лагерь.

После маршрута мы брали по бутылочке нефильтрованного пива «Бiле» (белое) и обсуждали новые планы. Саша все еще чувствовала себя неважно, но сидеть в лагере отказывалась, поэтому следующую тройку вызвалась идти с нами.

Сходили на разведку на дальний массив Сокола, тот который выходит на п. Новый Свет. Посмотрели сразу два маршрута «Вечная молодость» 3а к.с. и «Между грудей» 4а к.с. Со стороны дороги обе линии смотрелись достойно.

Утром в 8:00 подошли к «Вечной молодости», оказалось, что на ней уже начали первую веревку украинцы. Пришлось ждать 1,5часа, пока стало безопасно за ними идти. Потому как из-под ног украинцев летели камни, ветки и скальники!!! Какой-то балбес не удержал свою обувь, выронил. Скальник его я достал, потом на верх его подняли, в замен попросили воды.

Маршрут «Вечная молодость» длинноват, но абсолютно логичный, плутать негде. Маршрут начала Саша, но ее хватило на 10м – «Пять минут - полет нормальный!» - сказала Саша, после чего первым пошел Колян. Из 8 веревок Колян прошел 7, я прошел ключ. Ключевой участок на этом маршруте обычно разбивают на две веревки по 25м, я прошел сразу на весь полтинник. На ключ ушла вся снаряга, и личная и общаковая, станцию смастерил на последнем железе. В остальном все прошло отлично – Колян дубасил на верх, я его страховал, Сашу колбасило на перилах вместе со снарягой, которую она собирала за нами. Красивый маршрут, длинный, всем понравился.

Через день наметили идти «Между грудей» 4а к.с., отличное название для маршрута, отражает его суть и рельеф, Коляну оно особенно нравилось. Сашу мы оставили дома по причине плохого самочувствия. Поговорили с местными альпинюгами о грудях, узнали, что и как, а утром уже стояли под стеной. На первый взгляд начало смотрится грозно, но на 1-й веревке много крючьев, шлямбуров, поэтому больших проблем нет. Вторая и третья веревки немного камнеопасны, местами встречаются новые шлямбура. Четвертая веревка – ключ маршрута. Трудность представляют первые 10-15м – вертикальная стенка с минимальным рельефом. В этом месте проходит линия водостока со стены Сокола. Можно выйти лазанием слева (как я) или пройти в лоб на скайхуках или крюконогах. После этой веревки все проходится просто, станции на крючьях и шлямбурах, плюс свое железо. В этот день было очень жарко и как обычно нам не хватило воды. Мне запомнилась последняя веревка - очень эффектный выход на гору, неожиданно и очень красиво.

Вечером были посиделки, вино, интересная компания из альпинистов/скалолазов разных городов нашей необъятной, у Коляна ночной заплыв в море.

Утром мы прощались с Судаком, впереди были стены Фороса!

ФОРОС

Из Судака уехали мы на автобусе рейсом Москва – Нью-Йорк с остановкой на Форосе. Скажу сразу, граждане отбывающие, берите билеты заранее, а тот, кому билетов не хватило, смело договаривайтесь с водилой, он человек добрый, поможет. После долгой поездки вдоль побережья, наконец, Форос. Как и раньше мы остановились около горы Парус (массив г. Челеби).

Поднимаясь на стоянку, немного заплутали по моей вине. Но вскоре нашли, нужны поворот и вот в 22,30 мы на месте. На стоянке была небольшая группа альпинистов из Киева (Юля, Оля и Паша). Нам предложили чай, супчик. Международная встреча прошла на высшем уровне.

В наших планах на Челеби было сходить интереснейший и мало известный маршрут «Камин в камине» 4а к.с., затем маршрут «Свадебный» 2а к.с., а потом «Зеленый угол слева» 4а к.с. на форканте.

Высота горы Челеби над уровнем моря - 657,2 метра. Челеби - это краткий вариант названия горы. Полное звучит: Челеби-Бурун или Челеби-Яурн-Бели. В переводе с тюркского слово «челеби» имеет несколько значений: имя личное; господин; образованный, воспитанный человек; глава ордена дервишей; мелкий чиновник в Крымском ханстве.

Как обычно мы сходили на разведку под маршрут, посмотрели лучший вариант подхода и спуска. Наш маршрут проходил по правой стороне крупного откола на Челеби. По словам киевских альпинистов, с левой стороны откола тоже есть маршрут 2б к.с., но он в наши планы не входил, да и описание на него я не нашел.

От прохождения маршрута («Камин в камине») нас отговаривал один «дедок» из породы альпинистов, что водится в Крыму и является исчезающим видом. Колоритная однако, личность. Его имени я, к сожалению не запомнил. На одном из сложных участков в камине (6а к.с. примерно 25-30м) есть только три точки страховки – два шлямбура и крюк прошлого века. По словам деда, это он делал эти точки еще в 70-х. После всех его аргументов мы решили, что стоит хотя бы попробовать, а там видно будет. Отступать не хотелось. В итоге у нас все получилось.

Очень интересный и красивый маршрут, изобилующий разнообразным лазанием, особенно запоминающийся своими каминами, судя по его состоянию, ходится редко, требуется очистка полок от камней. Рельеф на маршруте не располагает к частому использованию закладных элементов, но и крючья порой бить негде.

Начинал и заканчивал маршрут я, Николай подключался на 2-х участках, один из которых проходил в камине (6а к.с.). Прошел он его отлично, долго не стоял, лез уверенно. Правда, пару балаганов на меня скинул в начале каминной веревки, за это отдельное спасибо. Саше достался главный приз- «золотой жюмар», как говорится – ибо…..ибо.

Из полезного:

- второй и третий участок (R1-R2-R3) можно пройти одной веревкой (как это сделал я), при этом придется 3/4 веревки пройти на ИТО по трещине справа, пара комплектов стопперов, лесенка, оттяжки 12-15шт, крюконоги облегчат вашу жизнь;

- по словам «деда», в начале второго камина, справа, есть грот, очень красивый, вход мы видели, но узнали о гроте поздно, когда прошли маршрут, камин и вход грота на фото;

- на маршруте имеется достаточное количество дюльферных петель, чтобы, в случае непредвиденных обстоятельств, можно было спокойно спуститься вниз;

- после второго камина подъем и траверс вправо, много старого железа, лучше использовать все свое, благо рельеф позволяет класть френды и стоппера в любом количестве.

Спуск с маршрута: пройти по яйле вправо до понижения. Там два кулуара. Во втором по ходу – спусковая тропа. Идти все время вдоль стены, сначала по сыпухе, потом в лесу. Тропа крутая, скользкая. Минут через 20-25 она подходит к началу маршрута. Дальше вниз по пути подхода.

Маршрут опасен при дожде, рекомендую его ходить только подготовленным группам, иначе от удовольствия будут полные штаны эмоций (в лучшем случае). На мой взгляд, достоверное описание лежит тут, наверное, я его немного дополню (если время будет).

Спустились в лагерь мы примерно в 18,30. Наши соседи, киевляне, поздравили нас с горой и угостили массандровским вином. Потом вкусный ужин, обсуждение маршрута и все такое.

На следующий день ходили «Свадебный» 2а к.с.. Первым номером от начала и до конца прошла Саша.

Маршрут с приятным лазанием, не сложный. Саша справилась с ним довольно легко. Спуск с горы отнимает сил намного больше, чем подъем, так как приходится спускаться по крутой тропе с мелкой сыпухой. По рассказам все того же «деда» альпиниста, на этом маршруте кто-то увел невесту у жениха, поэтому так назвали маршрут.

После «Свадебного» мы сходили еще «Зеленый угол слева» 4а к.с. на Форосском канте. На этот раз «золотой жюмар» достался Коляну. Сходили нормально, по плану, по времени вышло 6 часов.

Так как «Зеленый угол» мы ходили год назад и отчет о восхождении опубликован, не буду на нем останавливаться. Скажу лишь, что, пройдя четвертую веревку, я услышал, что кто-то кричит с дороги внизу. Посмотрел вниз, прислушался – группа велосипедистов машет руками, выкрикивая мою фамилию. Оказалось это наши ребята из Ижевска, приехали в Крым погонять на байках (Шутов Иван, Перешивко Александр и другие), ехали мимо по шоссе, увидели альпинюг на стене, меня узнали по каске – она у меня красивая и яркая. Вот такая встреча на Форосе произошла.

После горы, по пути вниз, зашли в красивейшую церковь на Форосе. Сделали пару фотографии на память, набрали воды и вниз. Это был наш крайний маршрут в Крыму. Вечером мы устроили праздничный ужин по всем правилам и с чувством полного удовлетворения от горы пошли спать. На следующий день нас ждала дорога, кому домой, кому в гости на Украину.

Утром собрали барахло, вышли на трассу и разошлись как в море корабли. Колян в Крыматорск (Украина), я в Кировоград (Украина), Саша поехала домой в Ижевск (Россия). На этом все, до встречи!!!