Отчет о поездке в альплагерь «Уллутау», август 2007 г.
Широких Андрей (shirokih_andrei@udm.ru, ICQ 242-022-856)
1. Предисловие
Решение ехать на Кавказ на машинах родилось еще после поездки на Тянь-Шань в феврале 2007 г. На то было 2 причины: 1) Желание проехаться по России на автомобиле (быть независимым от цен на билеты, расписаний, скорости движения и т.п.), 2) Сходить несколько маршрутов 3А, 3Б в более благоприятных условиях по сравнению с Тянь-Шанем (тепло, летний лед, немного выросшая техника). Изначально планировали ехать 7 человек на 2-х машинах. Но по разным причинам к моменту выезда осталось 4 человека и 1 машина.
Предварительно была проделана работа по поиску объекта поездки. Хотелось альплагерь с недорогим проживанием и отдельным инструктором для нашей группы. Рассматривались варианты: Узункол, Уллутау, Цей, Безенги. В Уллутау нам предложили самый демократичный вариант: 70 р. с человека в сутки за проживание в палатке, 200 р. с человека в сутки за инструктора. Питание и газ — свой. Что ж, рюкзаки собраны, снаряга подобрана, в путь.
2. Дорога в горы
К дороге готовились основательно: 1) Узнали у опытных товарищей маршрут, 2) Машина прошла ТО, 3) Всех водителей вписали в автогражданку и КАСКО, 4) Купили атлас и правила дорожного движения. Договорились между собой: 1) Едем ВСЕГДА по правилам дорожного движения, 2) В машине кроме водителя ВСЕГДА не спит еще один человек — штурман, 3) Заправляемся ВСЕГДА только на известных автозаправках, 4) Водители меняются по мере уставания, 5) Ночью ВСЕГДА спим, а не едем, 6) На ночь останавливаемся только в надежных местах, кемпингах или там где стоят дальнобойщики.
Выехали 14 августа в 5:30. На такие дальние расстояния никто из нас никогда не ездил как водитель. Поэтому маршрут знали условно. Ключевые города: Ижевск — Агрыз — Набережные челны — Акташ — Нурлат — Самара — Пугачев — Маркс — Энгельс — Саратов — Камышин — Волгоград — Элиста — Мин. Воды — Нальчик — пос. Верхний Баксан. Не успели выехать, после Агрыза плутанули, до Челнов ехали по проселочным дорогам.
В концу 1-го дня в 23:00 проехали Саратов, долго искали место ночевки. В результате в 24:00 остановились в кемпинге, машину оставили на стоянке, сами отошли на 100 м в поле, поставили палатку и спать.
На следующий день встали в 8:00, приготовили завтрак и в 9:30 выехали. Примерно в 18:00 были в Элисте. У аборигенов узнали, что недавно построили новую дорогу в сторону Минеральных Вод через г. Буденновск. Она на картах не обозначена, но сокращает наш путь на 150-200 км. Едем. Проехали Буденновск, никаких кемпингов нет, дождь, в поле останавливаться страшно (горячие кавказские парни, недавние теракты и т.п.). Когда уже стало совсем невмоготу от усталости, остановились на АЗС, поставили рядом на травке палатку, спать.
Утром просыпаемся — палатка в центре какого-то села, люди мимо идут на работу, рядом трасса. Нам фиолетово, готовим завтрак, в 9:30 выезжаем. Оказалось не доехали до Мин. Вод всего 30 км. Едем очень осторожно, боимся провокаций со стороны гаишников. Но все-таки попались. По ошибке заехали в г. Баксан (надо было мимо по объездной), останавливают гаишники, начались дешевые разводы. «Слущай, ты меня уважаешь, мамой клянусь, я тебе махал, а ты не остановился, посмотри, вот твоя скорость». В результате переговоров, каким-то непонятным образом удалось отговориться. Денег не заплатили. Закупили здесь же продуктов на весь поход. Поехали еще более осторожно, опасались цепной реакции неудовлетворенных гаишников. Но все обошлось. В 15:00 въехали в пос. Верхний Баксан.
Здесь еще в советские времена был построен подъемник, который поднимает машины примерно на 100 метров, и они едут дальше по извилистой горной дороге.
Здесь нас ждали пропуска в погранзону, сами пограничники, 12 км со скоростью 20 км / час. И в 17:30 мы в альплагере «Уллутау».
3. Лагерь
Разбиваем лагерь, ужинаем, душ, пиво, хичины, знакомимся с обстановкой и местными порядками, сон.
Утром узнаем плохие новости — директор альплагеря Юрий Порохня слово не сдержал и инструктора для нас не подготовил. Сборы из других городов уже заканчиваются, и ни с кем договориться не получилось. Но директор, несмотря на формальный запрет, выпускал нас одних. Примечание: в альпинизме команды или отдельные спортсмены могут официально ходить на восхождения без инструктора, начиная со второго разряда. У нас у троих человек был третий разряд, у одного — только значок. Руководителем группы стал я, как самый старший и чуть более опытный спортсмен.
Сами так, сами. Надо набираться самостоятельности, это только в плюс.
Наша цель — несколько вершин 3А, 3Б.
У местных альпинистов выспрашиваем, что лучше сходить для начала. Наиболее убедительными были москвичи. И мы выбираем Уллутау Западная (2Б) для акклиматизации и Лацга по Восточному гребню (3А). Эти вершины ходятся с одних ночевок — Чегетских. Уллутау Западная считается самая техничная 2Б в этом районе.
4. Западная Уллутау (2Б)
18 августа с утра оформляем документы (маршрутный лист, заявление), получаем рацию, напутствия других альпинистов. В 13:00 выходим на ночевки. К 15:30 подходим к Чегетским ночевкам, ужинаем, идем на ледовые занятия.
Утром подъем в 3:00, 4:50 выходим. Наш путь лежит через перевал Гарваш. Идется хорошо. Начался крутой лед, трещины. Одеваем кошки, связываемся. Попадается крутой скальный участок, который не обойти — вешаем перила. В 8:30 на перевале, перекус, оставляем часть снаряги. Подъем по крутой сыпухе отнимает много сил. Идем по гребню, то по скалам, то по снегу. Провесили 3 веревки перил.
Действительность не можем связать с описанием. Уже давно должна быть вершина, а ее все нет и нет. В 13:00 уперлись в крутую вертикальную стенку, остановились, задумались. Положение осложняет туман. Видимость 10-15 метров. Начинает сказываться высота (около 4000 метров). Перекусили. Подумали, что вершину проскочили. Да и время уже поджимает. В 13:50 начали спуск. В 16:15 на перевале. В 18:30 в лагере на Чегетских ночевках.
В итоге, общее время восхождения 13 часов 45 минут, провесили 3 веревки вертикальных перил (по 50 метров), сделали 4 дюльфера по пол веревки (25 метров). Как потом оказалось, до вершины мы не дошли 100 по вертикали и 45-60 минут по времени.
Следующий день был посвящен сушке одежды, отдыху, подготовке к следующей горе.
5. Лацга по Восточному гребню (3А)
Накануне восхождения консультировались с группой из Нижнего Новгорода, которая была на вершине двумя днями ранее. По их словам выходило, что от перевала Гарваш до вершины 2-3 часа ходу и никакой скальной снарягой они не пользовались — все просто. Это немного расходилось с описанием маршрута, взятым в учебной части. Но мы не придали этому значения и потом сильно поплатились.
Подъем в 3:00, выход в 4:10. Идется уже гораздо легче. При подъеме на перевал, когда мы шли в связках по крутому леднику, обвалился снежно-ледовый карниз и один из участников Роголев Вадим упал в трещину. По счастливой случайности он никак не пострадал и самостоятельно из нее выбрался. Другая связка уже была выше. Организовали перила, и пошли дальше. Но знакомый путь домой уже был отрезан. При возращении нужно было искать другую дорогу. А вообще, есть ли она? Этот вопрос очень настораживал.
В 8:10 на перевале Гарваш. Идем в связках с попеременной страховкой. Лазанье не сложное, приятное. Довольно быстро вылезли к жандарму Палец. Дальше описание очень непонятное и не связывается с окружающей действительностью. Лезем там, где полегче. Долго плутаем. В 12:30 вылазим на 2-й предвершинный взлет. Мы на верном пути. В турике находим записку нижегородцев. И тут начинается самое интересное. В записке они пишут, что взошли на вершину, но мы то видим, что вершина дальше, прямо перед нами. Возможно, они вылезли сюда в тумане и приняли этот взлет за вершину. Стоим, смотрим на вершину и понимаем, что снаряги-то у нас не хватает!!! С одной стороны там очень крутая сыпуха, с другой — крутой снежно-ледовый взлет. Нужно всего-то 3-4 ледобура, провесить одну перильную веревку и мы на вершине. Но ледобуров у нас нет. БАЛБЕСЫ! В лагере 50 раз все читали описание: «По крутому снежно-ледовому взлету подняться снежный гребень и по нему выйти на вершину». Но ледобуры оставили в лагере, как лишнюю тяжесть. Можно было бы одному человеку в кошках и с двумя инструментами подняться на вершину без страховки, но это было бы слишком опасно. 3А не та вершина, где такой риск оправдан. Посидели, попереживали. Отступать надо тоже уметь. Еще надо спуститься.
В 13:30 начали спуск. Спускались очень долго. Во-первых, очень камнеопасно, все живое. Во-вторых, по неопытности очень долго искали глыбы под петлю для дюльфера. Очень тяжело психологически доверить свою жизнь, и жизнь команды каменной глыбе, вдруг она покатится или расколется. В-третьих, продергивать 50-метровую веревку достаточно тяжело, она постоянно цепляется. В 17:00 на перевале, одеваем кошки, перекусываем. Погода портится. Нам еще искать новый путь через ледник и трещины.
Пока были наверху, просмотрели возможный путь спуска. С очень большой осторожностью идем мимо ледовых трещин. Страшно. Начинается дождь. Выходим на скальный участок. Находим крюк с дюльферной петлей. Сегодня наш день. Используем ее и выходим на знакомую тропинку. В 20:00 под проливным дождем приходим в лагерь.
Итоги: общее время восхождения 16 часов, провесили 3 веревки вертикальных перил, 4 дюльфера по 50 метров, 2 — по 25 метров. Физическое состояние — отличное, голова не болела, лезлось хорошо. До вершины не дошли по высоте 100-150 метров, по времени 1-1,5 часа. Основная причина — плохо изучили предстоящий маршрут и не взяли необходимую снарягу. Но как говорил легендарный Месснер: «Лучше сто раз вернуться, чем один раз остаться».
6. 2-я Западная Тютюбаши (3Б) «Хрусталик»
Выбор этой вершины как объекта восхождения был обусловлен: 1) Близкие подходы, 2) Ее часто ходят — маршрут прочищен и менее опасен, 3) Пути спуска и подъема логичны и легко находится.
23 августа в 15:00 выходим из лагеря в сторону Райских ночевок. Через 3 часа мы на месте. Разбиваем лагерь и готовимся к завтрашнему восхождению. Так как дорогу не знаем, решили встать чуть позднее, чтобы было видно куда идти.
5:00 подъем, 6:10 выходим. Пошли втроем. Иван Шутов почувствовал себя плохо и остался в лагере. Идем в тройной связке по закрытому леднику. По фотографии узнаем нашу вершину. В 8:45 выходим на скальную, основную часть маршрута. Лезется умеренно сложно, рельеф богатый под точки страховки. Используем только френды, закладки и петли. Крючья есть, но использовать их будем только в крайнем случае, т.к. они требуют гораздо большего времени для установки и снятия.
Через час подходим к ключу маршрута — 5-м метровой вертикальной стенке с маленькими зацепками. По ней бежит вода. С помощью ИТО довольно быстро проходим ее и выходим к первому контрольному туру. Это успокаивает и воодушевляет — идем правильно и треть маршрута уже позади. Из записки узнаем, что 3 дня назад здесь прошла четверка белорусов. Оставляем свою записку, перекусываем, пошли дальше. Погода беспокоит — то солнце, то туман, то тучи. Рельеф не становится тяжелее, но появляется очень много живых камней, сыпуха. Скорость продвижения резко падает. Дошли до жандарма Хрусталик. Здесь сделали ошибку. По описанию после него нужно уходить направо, а мы пошли налево по свежим следам белорусов. Рельеф становится совсем сложным. Поняли, что идем не там, но возвращаться поздно. Потихоньку, помаленьку вылезли под вершинный взлет. Вроде по описанию все сходиться. В 14:50 по рации вышли на обязательную связь с альплагерем. Сообщили, что у нас все ОК.
Рельеф становиться очень неприятным — камни размером с кирпич и больше под углом 40-50 градусов. И все движется. Очень медленно идем, боясь сбросить друг на друга каменную глыбу. Все уже очень устали, началось недовольство и ворчание. Подбадриваю ребят как могу.
И вот в 15:50 настал этот волшебный миг — идти дальше некуда — мы на Вершине!!! Кричим, обнимаемся, прыгаем. Радость переполняет души. Но сразу начинает идти дождь, потом снег, видимость нулевая. Это сразу отрезвляет. Находим записку двойки из Нижнего Новгорода, они прошли 5А маршруту Рыжикова. Пишем свою, перекусываем и быстро вниз. Время 16:30.
По описанию мы должны спускаться по Западному гребню по 2А, через перевал Кулумкол. Идем по гребню час, два. Видимость нулевая. Перевала все нет, начали сомневаться правильно ли идем. Время уже 19:00, начинает темнеть. Я уже начал думать о холодной ночевке. И тут перед закатом из-под туч последний раз выглянуло солнце, расчистилось. Видим перевал прямо перед собой, и уходящая от него тропа. Судьба благосклонна к нам в этот день. В 19:30 мы на перевале. Одеваем быстро кошки, включаем фонари и вниз на ледник. Работаем быстро, без разговоров, все знают свое дело. Пробегаем ледник, снимаем кошки, ледорубы, по тропе идем в лагерь. Нас заботливо встречает Ваня с горячим ужином и чаем. Время 20-25. Радуемся еще раз все вместе успешному возвращению в лагерь. Ужинаем, 50 грамм спирта и спать. Общее время восхождения — 14 часов 15 минут.
Следующий день был посвящен сушке одежды, снаряги, отдыху и спуску в альплагерь. Все физические и душевные силы были исчерпаны. Ходить больше не хотелось. И мы решили ехать на море, а затем домой.
7. Море
Море есть море.
8. Дорога домой
Обратно ехали уверенно, аккуратно. И как результат — ни одного штрафа. По пути заехали в Ростов, купили качественное и дешевое термобелье. В Волгограде заезжали на Мамаев Курган. Была ночь, и мы не смогли в полной мере оценить все величие памятников и монументов.
9. Наша команда
Широких Андрей — 3-й разряд — руководитель
Роголев Вадим — 3-й разряд — доктор
Шутов Иван — 3-й разряд — радист
Метелёв Александр — значкист — ремонтник, повар
10. Итоги
1) Финансы
Вся поездка нам обошлась в 5500 рублей на человека, в том числе море (1 сутки). Сюда не включено только питание в дороге в кафешках.
В альплагере потратили: 70 р. — проживание с человека в день, 40 р. — за 1 восхождение с человека на вершину, газ и продукты были свои.
2) Организация сборов
Лагерь нас подвел с инструктором. Это очень большой минус. С другой стороны, получили огромный опыт самостоятельно работы в горах. Это большой плюс. Сейчас я вижу, что нужно договариваться не с альплагерями, а с федерациями или клубами из других городов. И в рамках их сборов решать свои задачи. При нас в альплагере проводились сборы Уральского Политехнического Университета, альпклуба из Нижнего Новгорода, альпклуба из Самары.
3) Физическая подготовка
Как обычно была на очень хорошем уровне. Это благодаря регулярным тренировкам 3-4 раза в неделю в нашей секции. Была небольшая слабость и чуть-чуть побаливала голова только на самой первой вершине в самом высоком месте. Нельзя сказать, что после восхождений мы приходили в лагерь полностью вымотанными. Сильно уставшими. Но еще оставался хороший запас, несмотря на 14-16 часов тяжелой работы.
4) Техническая подготовка
Начинает что-то получаться. Это тоже благодаря регулярным тренировкам на башне и выездам на скалы. В этом году уже 2 раза съездили на Чертово Городище и 1 раз на Волчиху. На скалы нужно ездить чаще, чтобы учиться работать со скальной снарягой и рельефом.
5) Снаряжение
В этом году мы сложились по 1000 р. и купили много скальной снаряги (френды, закладки, крючья, молоток, оттяжки). В принципе, всего хватало.
Хочу отдельно сказать про обувь. Я везде ходил в альпинистских ботинках «ASOLO Granite». После российских вибрамов и зимних пластиков это просто сказка. Легкие, очень хорошо держат на скале, в том числе сырой и заснеженной, очень долго не промокают, нога потеет не сильно, кошки сидят отлично. Роголев Вадим был в «LaSportiva Nepal Top». Он про свои ботинки говорит то же самое.
6) Разряды
Роголев Вадим — первый в нашей команде закрыл 2-й разряд. С чем его и поздравляем.
7) Разное
Всех приглашаю в нашу секцию альпинизма. Мы тренируемся в школе (ОФП) и на скалодроме «Башня» (скалолазание). График пока не устоялся. Надо созваниваться.
Ближайший выезд — середина октября на Чертово городище или Семь братьев.