extreme.udm.ru - спорт и приключения
скоро

наши друзья
Все для спорта и туризма в магазинах Альпина и Эдельвейс

ранее
12-13 июля
мультигонка «Кубок Лося 2019»
14 апреля
второй этап Кубка Удмуртской Республики по скалолазанию (трудность) - положение
9 декабря
Заключительный этап Кубка УР по скалолазанию
13-14 июля
мультирогейн «Кубок Лося 2018»
12 июня
традиционные соревнования по скалолазанию (скорость) на Башне - положение
28 апреля - 2 мая
Чемпионат и первенство УР по скалолазанию на естесственном рельефе
6 апреля
II этап открытого Кубка Ижевска по скалолазанию (скорость).
28 января
первый этап открытого Кубка УР по скалолазанию (дуэль).
24 декабря
II этап Кубка УР по скалолазанию - положение
25 ноября
Республиканские соревнования учащихся по скалолазанию
25-26 августа
Рогейн 2017
15-16 июля
Мультигонка Кубок Лося 2017
27-28 мая
Рогейн KamaBikeAdventure 2017
4-8 мая
Чкмпионат УР скалолазанию (Семь Братьев, Свердловская область) - положение

Отчет о поездке в альплагерь «Уллутау», август 2007 г.

Широких Андрей (shirokih_andrei@udm.ru, ICQ 242-022-856)

1. Предисловие

Решение ехать на Кавказ на машинах родилось еще после поездки на Тянь-Шань в феврале 2007 г. На то было 2 причины: 1) Желание проехаться по России на автомобиле (быть независимым от цен на билеты, расписаний, скорости движения и т.п.), 2) Сходить несколько маршрутов 3А, 3Б в более благоприятных условиях по сравнению с Тянь-Шанем (тепло, летний лед, немного выросшая техника). Изначально планировали ехать 7 человек на 2-х машинах. Но по разным причинам к моменту выезда осталось 4 человека и 1 машина.

Предварительно была проделана работа по поиску объекта поездки. Хотелось альплагерь с недорогим проживанием и отдельным инструктором для нашей группы. Рассматривались варианты: Узункол, Уллутау, Цей, Безенги. В Уллутау нам предложили самый демократичный вариант: 70 р. с человека в сутки за проживание в палатке, 200 р. с человека в сутки за инструктора. Питание и газ — свой. Что ж, рюкзаки собраны, снаряга подобрана, в путь.

2. Дорога в горы

К дороге готовились основательно: 1) Узнали у опытных товарищей маршрут, 2) Машина прошла ТО, 3) Всех водителей вписали в автогражданку и КАСКО, 4) Купили атлас и правила дорожного движения. Договорились между собой: 1) Едем ВСЕГДА по правилам дорожного движения, 2) В машине кроме водителя ВСЕГДА не спит еще один человек — штурман, 3) Заправляемся ВСЕГДА только на известных автозаправках, 4) Водители меняются по мере уставания, 5) Ночью ВСЕГДА спим, а не едем, 6) На ночь останавливаемся только в надежных местах, кемпингах или там где стоят дальнобойщики.

Выехали 14 августа в 5:30. На такие дальние расстояния никто из нас никогда не ездил как водитель. Поэтому маршрут знали условно. Ключевые города: Ижевск — Агрыз — Набережные челны — Акташ — Нурлат — Самара — Пугачев — Маркс — Энгельс — Саратов — Камышин — Волгоград — Элиста — Мин. Воды — Нальчик — пос. Верхний Баксан. Не успели выехать, после Агрыза плутанули, до Челнов ехали по проселочным дорогам.

кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения

В концу 1-го дня в 23:00 проехали Саратов, долго искали место ночевки. В результате в 24:00 остановились в кемпинге, машину оставили на стоянке, сами отошли на 100 м в поле, поставили палатку и спать.

кликни для увеличения

На следующий день встали в 8:00, приготовили завтрак и в 9:30 выехали. Примерно в 18:00 были в Элисте. У аборигенов узнали, что недавно построили новую дорогу в сторону Минеральных Вод через г. Буденновск. Она на картах не обозначена, но сокращает наш путь на 150-200 км. Едем. Проехали Буденновск, никаких кемпингов нет, дождь, в поле останавливаться страшно (горячие кавказские парни, недавние теракты и т.п.). Когда уже стало совсем невмоготу от усталости, остановились на АЗС, поставили рядом на травке палатку, спать.

Утром просыпаемся — палатка в центре какого-то села, люди мимо идут на работу, рядом трасса. Нам фиолетово, готовим завтрак, в 9:30 выезжаем. Оказалось не доехали до Мин. Вод всего 30 км. Едем очень осторожно, боимся провокаций со стороны гаишников. Но все-таки попались. По ошибке заехали в г. Баксан (надо было мимо по объездной), останавливают гаишники, начались дешевые разводы. «Слущай, ты меня уважаешь, мамой клянусь, я тебе махал, а ты не остановился, посмотри, вот твоя скорость». В результате переговоров, каким-то непонятным образом удалось отговориться. Денег не заплатили. Закупили здесь же продуктов на весь поход. Поехали еще более осторожно, опасались цепной реакции неудовлетворенных гаишников. Но все обошлось. В 15:00 въехали в пос. Верхний Баксан.

Здесь еще в советские времена был построен подъемник, который поднимает машины примерно на 100 метров, и они едут дальше по извилистой горной дороге.

кликни для увеличения кликни для увеличения

Здесь нас ждали пропуска в погранзону, сами пограничники, 12 км со скоростью 20 км / час. И в 17:30 мы в альплагере «Уллутау».

3. Лагерь

Разбиваем лагерь, ужинаем, душ, пиво, хичины, знакомимся с обстановкой и местными порядками, сон.

кликни для увеличения кликни для увеличения

Утром узнаем плохие новости — директор альплагеря Юрий Порохня слово не сдержал и инструктора для нас не подготовил. Сборы из других городов уже заканчиваются, и ни с кем договориться не получилось. Но директор, несмотря на формальный запрет, выпускал нас одних. Примечание: в альпинизме команды или отдельные спортсмены могут официально ходить на восхождения без инструктора, начиная со второго разряда. У нас у троих человек был третий разряд, у одного — только значок. Руководителем группы стал я, как самый старший и чуть более опытный спортсмен.

кликни для увеличения Сами так, сами. Надо набираться самостоятельности, это только в плюс.

Наша цель — несколько вершин 3А, 3Б.

У местных альпинистов выспрашиваем, что лучше сходить для начала. Наиболее убедительными были москвичи. И мы выбираем Уллутау Западная (2Б) для акклиматизации и Лацга по Восточному гребню (3А). Эти вершины ходятся с одних ночевок — Чегетских. Уллутау Западная считается самая техничная 2Б в этом районе.

4. Западная Уллутау (2Б)

18 августа с утра оформляем документы (маршрутный лист, заявление), получаем рацию, напутствия других альпинистов. В 13:00 выходим на ночевки. К 15:30 подходим к Чегетским ночевкам, ужинаем, идем на ледовые занятия.

Утром подъем в 3:00, 4:50 выходим. Наш путь лежит через перевал Гарваш. Идется хорошо. Начался крутой лед, трещины. Одеваем кошки, связываемся. Попадается крутой скальный участок, который не обойти — вешаем перила. В 8:30 на перевале, перекус, оставляем часть снаряги. Подъем по крутой сыпухе отнимает много сил. Идем по гребню, то по скалам, то по снегу. Провесили 3 веревки перил.

кликни для увеличения кликни для увеличения

Действительность не можем связать с описанием. Уже давно должна быть вершина, а ее все нет и нет. В 13:00 уперлись в крутую вертикальную стенку, остановились, задумались. Положение осложняет туман. Видимость 10-15 метров. Начинает сказываться высота (около 4000 метров). Перекусили. Подумали, что вершину проскочили. Да и время уже поджимает. В 13:50 начали спуск. В 16:15 на перевале. В 18:30 в лагере на Чегетских ночевках.

кликни для увеличения кликни для увеличения

В итоге, общее время восхождения 13 часов 45 минут, провесили 3 веревки вертикальных перил (по 50 метров), сделали 4 дюльфера по пол веревки (25 метров). Как потом оказалось, до вершины мы не дошли 100 по вертикали и 45-60 минут по времени.

кликни для увеличения

Следующий день был посвящен сушке одежды, отдыху, подготовке к следующей горе.

кликни для увеличения

5. Лацга по Восточному гребню (3А)

Накануне восхождения консультировались с группой из Нижнего Новгорода, которая была на вершине двумя днями ранее. По их словам выходило, что от перевала Гарваш до вершины 2-3 часа ходу и никакой скальной снарягой они не пользовались — все просто. Это немного расходилось с описанием маршрута, взятым в учебной части. Но мы не придали этому значения и потом сильно поплатились.

Подъем в 3:00, выход в 4:10. Идется уже гораздо легче. При подъеме на перевал, когда мы шли в связках по крутому леднику, обвалился снежно-ледовый карниз и один из участников Роголев Вадим упал в трещину. По счастливой случайности он никак не пострадал и самостоятельно из нее выбрался. Другая связка уже была выше. Организовали перила, и пошли дальше. Но знакомый путь домой уже был отрезан. При возращении нужно было искать другую дорогу. А вообще, есть ли она? Этот вопрос очень настораживал.

кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения

В 8:10 на перевале Гарваш. Идем в связках с попеременной страховкой. Лазанье не сложное, приятное. Довольно быстро вылезли к жандарму Палец. Дальше описание очень непонятное и не связывается с окружающей действительностью. Лезем там, где полегче. Долго плутаем. В 12:30 вылазим на 2-й предвершинный взлет. Мы на верном пути. В турике находим записку нижегородцев. И тут начинается самое интересное. В записке они пишут, что взошли на вершину, но мы то видим, что вершина дальше, прямо перед нами. Возможно, они вылезли сюда в тумане и приняли этот взлет за вершину. Стоим, смотрим на вершину и понимаем, что снаряги-то у нас не хватает!!! С одной стороны там очень крутая сыпуха, с другой — крутой снежно-ледовый взлет. Нужно всего-то 3-4 ледобура, провесить одну перильную веревку и мы на вершине. Но ледобуров у нас нет. БАЛБЕСЫ! В лагере 50 раз все читали описание: «По крутому снежно-ледовому взлету подняться снежный гребень и по нему выйти на вершину». Но ледобуры оставили в лагере, как лишнюю тяжесть. Можно было бы одному человеку в кошках и с двумя инструментами подняться на вершину без страховки, но это было бы слишком опасно. 3А не та вершина, где такой риск оправдан. Посидели, попереживали. Отступать надо тоже уметь. Еще надо спуститься.

кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения

В 13:30 начали спуск. Спускались очень долго. Во-первых, очень камнеопасно, все живое. Во-вторых, по неопытности очень долго искали глыбы под петлю для дюльфера. Очень тяжело психологически доверить свою жизнь, и жизнь команды каменной глыбе, вдруг она покатится или расколется. В-третьих, продергивать 50-метровую веревку достаточно тяжело, она постоянно цепляется. В 17:00 на перевале, одеваем кошки, перекусываем. Погода портится. Нам еще искать новый путь через ледник и трещины.

кликни для увеличения кликни для увеличения

Пока были наверху, просмотрели возможный путь спуска. С очень большой осторожностью идем мимо ледовых трещин. Страшно. Начинается дождь. Выходим на скальный участок. Находим крюк с дюльферной петлей. Сегодня наш день. Используем ее и выходим на знакомую тропинку. В 20:00 под проливным дождем приходим в лагерь.

Итоги: общее время восхождения 16 часов, провесили 3 веревки вертикальных перил, 4 дюльфера по 50 метров, 2 — по 25 метров. Физическое состояние — отличное, голова не болела, лезлось хорошо. До вершины не дошли по высоте 100-150 метров, по времени 1-1,5 часа. Основная причина — плохо изучили предстоящий маршрут и не взяли необходимую снарягу. Но как говорил легендарный Месснер: «Лучше сто раз вернуться, чем один раз остаться».

6. 2-я Западная Тютюбаши (3Б) «Хрусталик»

кликни для увеличения Выбор этой вершины как объекта восхождения был обусловлен: 1) Близкие подходы, 2) Ее часто ходят — маршрут прочищен и менее опасен, 3) Пути спуска и подъема логичны и легко находится.

23 августа в 15:00 выходим из лагеря в сторону Райских ночевок. Через 3 часа мы на месте. Разбиваем лагерь и готовимся к завтрашнему восхождению. Так как дорогу не знаем, решили встать чуть позднее, чтобы было видно куда идти.

5:00 подъем, 6:10 выходим. Пошли втроем. Иван Шутов почувствовал себя плохо и остался в лагере. Идем в тройной связке по закрытому леднику. По фотографии узнаем нашу вершину. В 8:45 выходим на скальную, основную часть маршрута. Лезется умеренно сложно, рельеф богатый под точки страховки. Используем только френды, закладки и петли. Крючья есть, но использовать их будем только в крайнем случае, т.к. они требуют гораздо большего времени для установки и снятия.

кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения

Через час подходим к ключу маршрута — 5-м метровой вертикальной стенке с маленькими зацепками. По ней бежит вода. С помощью ИТО довольно быстро проходим ее и выходим к первому контрольному туру. Это успокаивает и воодушевляет — идем правильно и треть маршрута уже позади. Из записки узнаем, что 3 дня назад здесь прошла четверка белорусов. Оставляем свою записку, перекусываем, пошли дальше. Погода беспокоит — то солнце, то туман, то тучи. Рельеф не становится тяжелее, но появляется очень много живых камней, сыпуха. Скорость продвижения резко падает. Дошли до жандарма Хрусталик. Здесь сделали ошибку. По описанию после него нужно уходить направо, а мы пошли налево по свежим следам белорусов. Рельеф становится совсем сложным. Поняли, что идем не там, но возвращаться поздно. Потихоньку, помаленьку вылезли под вершинный взлет. Вроде по описанию все сходиться. В 14:50 по рации вышли на обязательную связь с альплагерем. Сообщили, что у нас все ОК.

кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения

Рельеф становиться очень неприятным — камни размером с кирпич и больше под углом 40-50 градусов. И все движется. Очень медленно идем, боясь сбросить друг на друга каменную глыбу. Все уже очень устали, началось недовольство и ворчание. Подбадриваю ребят как могу.

И вот в 15:50 настал этот волшебный миг — идти дальше некуда — мы на Вершине!!! Кричим, обнимаемся, прыгаем. Радость переполняет души. Но сразу начинает идти дождь, потом снег, видимость нулевая. Это сразу отрезвляет. Находим записку двойки из Нижнего Новгорода, они прошли 5А маршруту Рыжикова. Пишем свою, перекусываем и быстро вниз. Время 16:30.

кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения

кликни для увеличения По описанию мы должны спускаться по Западному гребню по 2А, через перевал Кулумкол. Идем по гребню час, два. Видимость нулевая. Перевала все нет, начали сомневаться правильно ли идем. Время уже 19:00, начинает темнеть. Я уже начал думать о холодной ночевке. И тут перед закатом из-под туч последний раз выглянуло солнце, расчистилось. Видим перевал прямо перед собой, и уходящая от него тропа. Судьба благосклонна к нам в этот день. В 19:30 мы на перевале. Одеваем быстро кошки, включаем фонари и вниз на ледник. Работаем быстро, без разговоров, все знают свое дело. Пробегаем ледник, снимаем кошки, ледорубы, по тропе идем в лагерь. Нас заботливо встречает Ваня с горячим ужином и чаем. Время 20-25. Радуемся еще раз все вместе успешному возвращению в лагерь. Ужинаем, 50 грамм спирта и спать. Общее время восхождения — 14 часов 15 минут.

Следующий день был посвящен сушке одежды, снаряги, отдыху и спуску в альплагерь. Все физические и душевные силы были исчерпаны. Ходить больше не хотелось. И мы решили ехать на море, а затем домой.

кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения

7. Море

Море есть море.

кликни для увеличения кликни для увеличения кликни для увеличения

8. Дорога домой

Обратно ехали уверенно, аккуратно. И как результат — ни одного штрафа. По пути заехали в Ростов, купили качественное и дешевое термобелье. В Волгограде заезжали на Мамаев Курган. Была ночь, и мы не смогли в полной мере оценить все величие памятников и монументов.

9. Наша команда

Широких Андрей — 3-й разряд — руководитель

Роголев Вадим — 3-й разряд — доктор

Шутов Иван — 3-й разряд — радист

Метелёв Александр — значкист — ремонтник, повар

Широких Андрей - кликни для увеличения Роголев Вадим - кликни для увеличения Шутов Иван - кликни для увеличения Метелёв Александр - кликни для увеличения

10. Итоги

1) Финансы

Вся поездка нам обошлась в 5500 рублей на человека, в том числе море (1 сутки). Сюда не включено только питание в дороге в кафешках.

В альплагере потратили: 70 р. — проживание с человека в день, 40 р. — за 1 восхождение с человека на вершину, газ и продукты были свои.

2) Организация сборов

Лагерь нас подвел с инструктором. Это очень большой минус. С другой стороны, получили огромный опыт самостоятельно работы в горах. Это большой плюс. Сейчас я вижу, что нужно договариваться не с альплагерями, а с федерациями или клубами из других городов. И в рамках их сборов решать свои задачи. При нас в альплагере проводились сборы Уральского Политехнического Университета, альпклуба из Нижнего Новгорода, альпклуба из Самары.

3) Физическая подготовка

Как обычно была на очень хорошем уровне. Это благодаря регулярным тренировкам 3-4 раза в неделю в нашей секции. Была небольшая слабость и чуть-чуть побаливала голова только на самой первой вершине в самом высоком месте. Нельзя сказать, что после восхождений мы приходили в лагерь полностью вымотанными. Сильно уставшими. Но еще оставался хороший запас, несмотря на 14-16 часов тяжелой работы.

4) Техническая подготовка

Начинает что-то получаться. Это тоже благодаря регулярным тренировкам на башне и выездам на скалы. В этом году уже 2 раза съездили на Чертово Городище и 1 раз на Волчиху. На скалы нужно ездить чаще, чтобы учиться работать со скальной снарягой и рельефом.

5) Снаряжение

В этом году мы сложились по 1000 р. и купили много скальной снаряги (френды, закладки, крючья, молоток, оттяжки). В принципе, всего хватало.

Хочу отдельно сказать про обувь. Я везде ходил в альпинистских ботинках «ASOLO Granite». После российских вибрамов и зимних пластиков это просто сказка. Легкие, очень хорошо держат на скале, в том числе сырой и заснеженной, очень долго не промокают, нога потеет не сильно, кошки сидят отлично. Роголев Вадим был в «LaSportiva Nepal Top». Он про свои ботинки говорит то же самое.

6) Разряды

Роголев Вадим — первый в нашей команде закрыл 2-й разряд. С чем его и поздравляем.

7) Разное

Всех приглашаю в нашу секцию альпинизма. Мы тренируемся в школе (ОФП) и на скалодроме «Башня» (скалолазание). График пока не устоялся. Надо созваниваться.

Ближайший выезд — середина октября на Чертово городище или Семь братьев.

© 2001-2014 extreme.udm.ru
на сайте


реклама